Сурдопедагогика – это наука о воспитании, обучении и реабилитации глухих и слабослышащих детей и взрослых, сурдопедагог  –  специалист, владеющий специальными знаниями и умениями, с помощью которых помогает адаптироваться пациенту в среде слышащих.

Утрата слуха у взрослого и отсутствие слуха у ребенка по-разному влияют на их личность. У взрослого человека к моменту нарушения слуха уже сформирована речь, словесное мышление и все личностные характеристики. Утрата же слуха в детском возрасте влияет на ход психического развития ребенка и приводит к целому ряду вторичных дефектов развития (нарушения зрительного восприятия, наглядного мышления и других познавательных процессов). Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, т.к. нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образов и не может контролировать собственное произношение. Однако, обучение в специально организованных условиях постепенно сглаживает и выправляет не только эти дефекты, но и психическое развитие в целом.

В зависимости от различной степени поражения слухового анализатора и времени возникновения патологического процесса, приведшего к нарушению слуха, детей подразделяют на глухих и слабослышащих, а глухих – на ранооглохших и позднооглохших. Для каждой категории таких детей используется своя методика в коррекционной работе. Вот почему родители ребенка с проблемами слуха должны незамедлительно после обследования у сурдолога обратиться за помощью к сурдопедагогу.

Часто в школы для глухих и слабослышащих поступают дети, которые по разным причинам не получили специальной дошкольной подготовки или находились в дошкольном учреждении неполный период. Естественно, такие дети резко отличаются от тех, кто получил дошкольную подготовку. Поэтому многие родители вынуждены обращаться к специалистам для проведения дополнительных индивидуальных занятий.

Устная речь воспринимается слышащими на слух. Глухие используют для этой цели зрение, так называемое чтение с губ, т.е. зрительное восприятие устной речи по видимым движениям речевых органов. Несмотря на значительные трудности подобного способа восприятия речи, навыки зрительного восприятия, в известной мере, компенсируют дефекты слуха. Навыки чтения с губ формируются в связи с обучением речи. У слабослышащих чтение с губ может быть важным вспомогательным средством, при котором восприятие речи происходит с использованием имеющегося у больного остаточного слуха. Для глухих же чтение с губ и использование жестовой речи могут являться единственным средством устного общения.

В ЛОР клинике для взрослых пациентов также организованы занятия с сурдопедагогом по обучению чтения с губ и устранению дефектов произношения.

В Центре проводятся консультации и даются рекомендации родителям по обучению детей с нарушением слуха с того возраста, когда эта проблема была обнаружена (это может быть 3-5 месяцев от рождения). Занятия с ребенком проводятся в возрасте от 1 года. Количество и продолжительность занятий индивидуальны.

Индивидуальные сурдопедагогические занятия с глухими и слабослышащими детьми дошкольного и младшего школьно возраста включают: педагогическую диагностику, фонетическую ритмику, занятия по развитию слухового и зрительного восприятий, развитию речи, формированию и автоматизации произносительных навыков, развитию психических и интеллектуальных функций, развитию мелкой моторики, логопедический массаж и т.д.

С глухими и слабослышащими детьми старшего школьного возраста проводится работа над навыками самостоятельного высказывания (с использованием технических средств), расширением активного словаря, устранением дефектов произношения, работа над грамотностью речи и письма, обучение работе на компьютере.

Наши услуги по сурдопедагогике включают:

  1. Занятия с детьми после кохлеарной имплантации.
  2. Занятия по развитию слухового восприятия.
  3. Занятия по коррекции и постановке звуков.
  4. Занятия по развитию речи.
  5. Обучение грамоте.
  6. Обучение фонетической ритмике.
  7. Логопедический массаж.
  8. Обучение чтению с губ.
  9. Обучение дактилю.
  10. Занятия по развитию мелкой моторики.
  11. Обучение работе на компьютере.
  12. Консультация родителей глухих детей по вопросам социальной реабилитации.

Подробнее

1
2